Пропаганда всегда играла исключительно важную роль в подготовке и ведении любого военного конфликта. Во время оккупации Крыма нацистами в 1941-1944 годах, созданные ими местные органы пропаганды проявляли чрезвычайную гибкость и ловкость, чтобы доказать недоказуемое и оправдать неоправдаемое [1].
Сейчас этим занимаются созданные государством-агрессором крымские «социально-культурные организации». Наша Ассоциация уже писала о российском шоу-бизнесе, активно используемом Кремлем как своеобразное «идеологическое оружие», направленное на украинцев, проживающих на оккупированных территориях [2]. К сожалению, такой высокий и утонченный вид искусства, как театр, также не избежал своей печальной участи и был задействован оккупантами в целях навязывания «нужной системы взглядов». Более подробно об этом расскажет доцент Андрей Чвалюк.
.
Первый этап плана русской пропаганды ознаменовался прекращением деятельности в Крыму всех независимых учреждений культуры. Оккупантами было моментально «ликвидированы» 14театров, концертных комплексов и цирков, а на их базе создано 11 «новых государственных организаций» культуры «Республики Крым». Названия театров как «организаций» при этом «трансформировались», из них исчезли слова «украинский», прибавились приставки «российский» либо «государственный».
Например, крымская республиканская организация «Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр» была «ликвидирована» «распоряжением Совета министров Республики Крым» от 1 октября 2014 года № 1008-р «О ликвидации организаций и создании организаций в сфере культуры» [3]. Этим же «распоряжением» на базе захваченного имущества АР Крым было «создано государственное автономное учреждение Республики Крым» «Крымскотатарский государственный академический музыкально-драматический театр». Сейчас именно это «учреждение» остается единственным тюркоязычным театром в Крыму и фактически единственным в мире «театром крымских татар». Важность данной структуры для пропагандистской машины оккупантов доказывает то, что финансирование этого «учреждения» не прекращалось, а в 2020 году в театре был анонсирован «капитальный ремонт», на котором подконтрольное агрессору «Министерство культуры Республики Крым» уже «успешно освоило» около 50 миллионов. 8 декабря 2021 года, на «церемонии открытия отреставрированного театра», «глава Крыма» заявлял, что на полуострове якобы «многое делается для сохранения культуры и традиций крымскотатарского народа, а также истории и культуры Крыма в целом» [4].
Однако на сайте «Министерства культуры Республики Крым», «исполняющего функции и полномочия основателя театра» [5], указаны в том числе совсем другие «задания и функции», которые оккупанты ставят перед этим якобы «крымскотатарским учреждением»:
— «сохранение и развитие исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, которые являются национальным достоянием российской культуры» и некой «культуры Республики Крым»;
– «сохранение лучших традиций российского репертуарного театра»;
– «пропаганда театрального искусства» в так называемой «Республике Крым и другихсубъектах» [6].
В этих «задачах» прекрасно просматриваются попытки оккупантов присвоить репертуарные традиции крымскотатарского театра, ведущего свою историю с 1901 года, навязать под предлогом их сохранения собственные театральные традиции и распространять нужные оккупанту взгляды и аргументы, как в оккупированном Крыму, так и на территории России, для чего проводятся гастрольные мероприятия. В связи со спецификой театра, представления в котором должны проводиться на языке коренного народа Крыма, участие его труппы в массовых гастролях в России сложно организовать. Ведь нужной для пропагандистских целей картинки может не получиться, но оккупанты нашли выход.
Осенью 2018 года этот «крымскотатарский театр» отправили на гастроли в Оренбург. Ведь Оренбург, как выразился начальник управления культуры, искусства и образовательной политики Оренбуржья Виталий Зимаков, является «родиной профессионального тюркоязычного театрального движения». Такое чувство, что PR-отделы российских учреждений культуры получили из Кремля одинаковые инструкции и просто подставляют слово «родина» в любой речи, посвященной «гастрольному театральному обмену» с Крымом. Примечательно и то, что крымских артистов, посетивших Оренбург, заставили поставить спектакль на русском языке со вставками на крымскотатарском. Как впоследствии признались сами артисты, игра на родном, крымскотатарском языке, выходит у них более естественным и аутентичным [7], но организаторам нужно было для цели пропаганды «забить зал», поэтому они сначала поменяли сам спектакль, а затем и язык.
Осенью 2021 Федеральная дирекция музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт» организовала «обмен гастролями» этого «Крымскотатарского государственного академического музыкально-драматического театра» и Башкирского академического театра драмы им. Мажита Гафура [8]. На каком языке на этот раз ставили спектакль крымские артисты, оккупационная пресса умалчивает. После изгнания из «крымскотатарского театра» по надуманным причинам в 2018 году «художественного руководителя и режиссера», заслуженного деятеля искусств Украины Беляла Билялова, за которым ушла и часть артистов [9], есть подозрения, что театр стал значительно менее крымскотатарским, зато более лояльным оккупационной «администрации».
Другие «крымские театры» также активно привлекаются для реализации второго этапа плана пропаганды агрессора – взаимного проникновения и смешивания культур. С 25 по 30 сентября 2019 г. в городе Владимире состоялись гастроли подконтрольного агрессору «государственного академического учреждения культуры Республики Крым» «Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького» из Симферополя. Тогда же, с 24 по 29 сентября прибывшая в Крым труппа Владимирского академического областного драматического театра вопреки законам Украины показала свои спектакли в Симферополе. «Творческий обмен» состоялся «в рамках федеральной программы» «Большие гастроли» [10].
В 2021 году состоялась «гастрольная рокировка» подконтрольного оккупантам «Крымского академического театра кукол» и Мурманского областного театра кукол. Благодаря «федеральной программе» «Большие гастроли для детей и молодежи» мурманские куклы танцевали на ниточках на сценах Ялты, Евпатории, Симферополя и Севастополя, а крымские артисты, управляемые кремлевскими кукловодами, выступали в Мурманске. Пока актриса «Крымского академического театра кукол» Ирина Бережко, сообщала российским журналистам, что «они приехали в Мурманск не как гости, на гастроли, а уже как друзья», ее коллега, актриса Мурманского областного театра кукол Наталья Петрунина рассказывала крымским детям, что «театр продолжал работать во время Великой Отечественной войны и давал концерты для солдат» [11].
Также, по сообщениям подконтрольной агрессору прессы, так называемый «Государственный академический музыкальный театр Республики Крым», сформированный агрессором на базе захваченного имущества и мощностей Крымского академического украинского музыкального театра, «с большим успехом завершил состоявшиеся в городах Новороссийск и Керсе осенние гастроли». Этот «гастрольный тур» был организован без хищения средств «федеральной программы», только «при поддержке Министерства культуры Республики Крым» [12], что объясняет относительно «скромную географию гастролей».
Отдельно хочется отметить регулярное участие «крымских театров» в «фестивале» «Крымская весна», как мероприятии, посвященном годовщине покушения на аннексию Крыма Россией. Этот «фестиваль» начиная с 2015 года ежегодно проводится агрессором в крупных городах. Пандемия, конечно, наложила определенные ограничения на проведение этих пропагандистских «гастролей», но с 15 по 21 марта 2021 «семь театров Крыма и Севастополя» все равно «представили свои спектакли в формате online на интернет-площадке» Орловского государственного театра для детей и молодежи [13].
Принимают «крымские театры» и российских артистов, противоправно посещающих Крым. Как заявила на пресс-конференции заместитель директора по внешним коммуникациям МХАТ им.Горького Мария Кубланова «Крым занимает особое место в истории МХАТа, поскольку зрительский успех коллектива начался именно отсюда, из Ялты, с творчества Антона Павловича Чехова и крымских гастролей» [14]. Мы удивляемся способностям российских пропагандистов умалчивать о значимых фактах и превозносить второстепенные. Ведь прежде чем поехать на гастроли в Крым в 1900 году МХАТ успел обрести популярность в самой Москве, сыграв «Чайку» Чехова [15]. Впрочем, акцент был сделан именно на якобы историческом «родстве» московского театра и оккупированного Крыма.
Если продолжать эту аналогию, то можно уверенно заявить, что распространению чумы на Ближнем Востоке в 1346 году способствовала вспышка данной пандемии в Крыму, куда ее в 1345 году завезли «гастролирующие» генуэзские купцы [16]. Однако ситуация получается достаточно серьезная – разноплановые спектакли МХАТ, от современной драматургии «Некурортный роман» до классики в жанре комедии «Не все коту масляница», регулярно противоправно проходят в Крыму при поддержке Министерства культуры России. В Севастополе и Симферополе «московских гастролеров» принимают подконтрольные агрессору «Крымский академический русский драматический театр имени Горького», «Дворец культуры рыбаков» и «Севастопольский академический русский драматический театр». В Керчи пришельцы из МХАТа выступают во «Дворце культуры «Корабел», а режиссер театра Сергей Глазков заявляет, что «коллектив всегда с нетерпением ждет гастролей в Крыму» [14].
Пропаганда агрессора заявляет, что «новый театральный сезон» в 2022 году откроет Московский театр «Огни Москвы», который планирует в феврале дать два представления в городах Ялта и Евпатория, главную роль в постановке «Мужчина для интима» играет российский актер Дмитрий Орлов. Так же анонсировано, что российские артисты Федор Добронравов и Мария Иванова сыграют в апреле 2022 года в Севастополе, Симферополе и Керчи лирическую комедию «Ты где-то рядом», будут принимать их подконтрольные агрессору «Керченский дворец культуры «Корабел», «Дворец культуры рыб» им. Горького» [20].
Впрочем, «культурная ценность» таких противоправных гастролей является как минимум сомнительной. Например, подмосковный театр «Русский балет» уже противоправно посещает Крым. В 2021 году его артисты «выступали в Севастополе, Ялте, Симферополе, Керчи и Евпатории», где показали балет «Лебединое озеро» и спектакль-постановку «Спящая красавица» [17], но аншлагов они не получили. Московский академический драматический театр им. М. Горького опять-таки в «рамках межрегиональной программы» «Большие гастроли» осенью 2021 года также «отличился» в Крыму, где «спектакли с участием звезд российского кино и театра» «второй свежести» противоправно прошли в Симферополе, Севастополе и Керчи [18].
Но, если речь идет о пропагандистской продукции «второй свежести» от российских театров в Крыму, то можно вспомнить и Московский независимый театр со спектаклем «Мастер и Маргарита» в постановке В. Биляковича, который «отметился» на полуострове. Но если до 2014года эти российские артисты театра и балета массово посещали «за долгой гривной» Крым только в разгар театрального сезона, то начиная с 2016 года их противоправные гастроли стали носить круглогодичный характер. Украинские журналисты предполагают, что «многие гастролеры отправляются на полуостров по разнарядке Министерства культуры России» [21]. Мы разделяем этот взгляд. Похоже, что оккупационная «администрация» использует как руководство к действию выражения древнеримского поэта-сатирика Ювенала: «Хлеба и зрелищ», и имитацию «активной культурной жизни полуострова» с участием второстепенных российских актеров, как театральной кулисой, например, пытаются прикрыть реальные проблемы – что собственно хлеб уже заканчивается.
Правительство государства-агрессора всеми силами пытается создать повод для«легитимности» покушения на аннексию Крыма в глазах мирового сообщества. Сначала туда завозились российские и не очень певцы и музыканты, потом – предприниматели из дружественных России стран, обещавших «влить в экономику» оккупированного Крыма «многомиллиардные инвестиции». И вот теперь в качестве топлива для пропагандистской машины агрессором используются российкие театральные актеры.
Кстати, некоторые российские актеры отказались от гастролей на полуостров. Например, спектакль «Любовь по понедельникам» не будет представлен публике в Ялте, Севастополе и нескольких других городах Крыма. Один из представителей труппы актер Андрей Чернышов заверил, что это решение «не связано с возможными санкциями со стороны Киева», и что главным основанием отказаться от поездки «является финансовая составляющая» [22].
О других, не главных, причинах отмены гастролей актер благоразумно умолчал.
Артисты третьих стран тоже не спешат посещать Крым, несмотря на все «привлекательные приглашения» оккупационных «властей». В апреле 2015 года Министерство иностранных дел Украины запретило сербскому музыканту и композитору Горану Бреговичу въезд в Украину. В результате этого его ранее запланированные концерты в Киеве и еще в трех украинских городах были отменены организаторами. Это стало адекватной реакцией на противоправный концерт Бреговича в оккупированном Севастополе и на его последующее интервью, в котором артист заявил о «величии России» [23]. Попытки влиять на общественное мнение используя кумиров не являются нововведением, поэтому оккупанты не прекращают попыток привезти в Крым российских и зарубежных медийных личностей, чтобы те заявляли о поддержке покушения на аннексию Крыма Россией. Это, по нашему мнению, составляет третий этап пропагандистского плана оккупантов.
Поскольку многие популярные российские артисты отказываются посещать Крым, в частности из-за опасений потерять гастрольный рынок материковой Украины и государств Европейского Союза, оккупанты приступили к воспитанию новых, менее требовательных и более послушных лицедеев. Организованный при поддержке фонда российских президентских грантов гастрольный тур «Поехали» уже объединил восемь театральных команд в четырех городах России [24]. До оккупированного Крыма они пока «не доехали», но судя по тому, что в проекте задействованы «независимые театры» соответствующего «художественного качества», которым вряд ли светят большие туры по Евросоюзу и материковой Украине, есть вероятность, что гастроли неприхотливыми российскими городами стали так называемой «обкаткой» перед противоправной отправкой агрессором театрального «молодняка» на полуостров.
Добавим, что в 2021 году благодаря «федеральной программе» «Большие гастроли» была предпринята попытка создать «единую гастрольную систему РФ». План реализуется «по всей территории России» и включает в себя две масштабные программы – «Большие гастроли» (гастроли театров) и «Мы – Россия» (гастроли национальных коллективов) [25]. Примечательно, что к участию в «гастролях национальных коллективов» оккупанты не смогли, несмотря на очевидное желание, привлечь ни один коллектив из оккупированного Крыма [26]. Однако, учитывая, что, согласно пропагандистским заявлениям агрессора, обе программы охватят «все регионы РФ», некоторая часть из заявленных 258 театральных трупп явно готовится агрессором для выступления в оккупированном Крыму. Следовательно, должностным лицам Украины и Европейского Союза, отвечающим за санкции, придется сильно поработать [27].
Итак, проанализировав ситуацию с театральной жизнью оккупированного Крыма, можно выделить три этапа реализуемого агрессором преступного плана пропагандистских мероприятий. Это искусственное изъятие из памяти местного населения упоминаний о славной многолетней истории «реорганизованных» оккупантом заведений культуры. Также это содействие искусственному взаимопроникновению и смешиванию театральных культур Крыма и России, в частности, путем организации «перекрестных гастролей». Также это организация публичных заявлений крымских, российских и других артистов в поддержку покушения на аннексию Крыма. Этот перечень не претендует на звание полного списка, так как дерзость оккупантов и инфильтрация идеологии «русского мира» во все сферы жизни полуострова дает широкий простор для анализа и поиска способов противодействия данной форме агрессии.
- https://military.wikireading.ru/27254.
- https://arc.construction/6034?lang=uk.
- https://mkult.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_239391.pdf.
- https://crimea24.tv/content/v-simferopole-otkrili-zdanie-krimsko/.
- https://www.list-org.com/company/8265650/show/founders_history#founders.
- https://mkult.rk.gov.ru/ru/structure/241.
- https://prooren.ru/kultura/22731-krymskotatarskij-teatr-privez-v-orenburg-gogolevskuyu-komediyu-zhenitba.html.
- https://www.bashinform.ru/news/culture/2021-03-09/bashkirskiy-i-krymskiy-teatry-v-ramkah-bolshih-gastroley-obmenyayutsya-spektaklyami-2004499.
- https://ru.krymr.com/a/news-krymskiyteatr-uvonenie/29417713.html.
- https://avo.ru/-/vo-vladimire-projdut-bol-sie-gastroli-krymskogo-akademiceskogo-russkogo-dramaticeskogo-teatra.
- https://murman.tv/news/russian-1/novosti/1632334653-gosti-iz-kryma-i-sobstveny-muzey-podrobnosti-nachala-tvorcheskogo-sezona-v-murmanskom-oblastnom-teatre-kukol.
- https://simferopol.bezformata.com/listnews/muzikalniy-teatr-respubliki-krim/98330126/.
- https://puppet-theatre.ru/onlajn-festival-krymskaya-vesna/.
- https://crimea.ria.ru/20210903/bolshie-gastroli-mkhat-v-krymu-chem-udivyat-zriteley-1120758379.html.
- https://crimeanblog.blogspot.com/2017/02/mxat.html.
- http://www.tataroved.ru/publication/histat/3/.
- https://mo.tsargrad.tv/news/podmoskovnyj-teatr-russkij-balet-poehal-na-gastroli-v-krym_383624.
- https://ok-crimea.ru/krym/afisha/2021/10090/bolshie-gastroli-moskovskogo-hudojestvennogo-akademicheskogo-dramaticheskogo-teatra-im-m-gorkogo-v-kryimu/.
- https://ok-crimea.ru/krym/afisha/2022/12192/spektakl-mujchina-dlya-intima-v-kryimu/.
- https://ok-crimea.ru/krym/afisha/2022/12117/spektakl-tyi-gde-to-ryadom-v-kryimu/.
- https://ru.krymr.com/a/27660512.html.
- https://politexpert.net/37181-raskryta-istinnaya-prichina-otkaza-rossiiskih-akterov-ot-gastrolei-v-krymu.
- https://meduza.io/news/2015/04/01/goranu-bregovichu-grozit-zapret-na-v-ezd-na-ukrainu.
- http://meyerhold.ru/gastrolnyy-proekt-poekhali/.
- http://xn--80abghodqevfvln2fxc.xn--p1ai/.
- http://xn--80abghodqevfvln2fxc.xn--p1ai/folk/.
- https://zmina.info/ru/articles-ru/olga_skripnik_propaganda_rosiji__zbroja_strashnisha_vid_gradu_ta_avtomativ/.